*Данная статья является интеллектуальной собственностью. Копирование материалов без активной ссылки на источник запрещено!
Обычный покупатель чаще всего обращает внимание в чеке на цены товаров и общую сумму покупки. Не обсчитал ли его кассир и не забыл ли он о выгодной акции. Для предпринимателей кассовый чек – это источник информации, которую можно использовать для развития собственного дела.
В статье мы расскажем об обязательных и дополнительных реквизитах кассового чека, их пользе для бизнесменов, передаче чековых данных в налоговую и штрафах за несоблюдение размещения реквизитов.
Согласно ст.1.1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ кассовый чек – это электронный или бумажный документ, который подтверждает факт осуществления расчета между продавцом и покупателем.
Кассовый чек соответствует требованиям законодательства РФ о применении ККТ. Одно из условий – наличие обязательных реквизитов (согласно п.1 ст.4.7 ФЗ-54). К ним относятся:
* реквизит должен указываться в электронном чеке.
Реквизиты на чеке могут располагаться в любом порядке. Закон строго это не регламентирует.
Платежные агенты и субагенты должны дополнительно указывать в чеках размер вознаграждения и номера контактных телефонов (согласно п. 3 ст. 4.7 ФЗ-54).
Банковские платежные агенты и субагенты должны указывать наименование операции, размер вознаграждения, наименование, место нахождения оператора, идентификационный номер налогоплательщика и номера контактных телефонов (согласно п.4 ст.4.7 ФЗ-54).
При продажах в автоматах, обрабатываемых через ККТ, в чеке должен указываться заводской номер автомата (согласно п.6 ст.4.7 ФЗ-54).
При наличных или карточных расчетах с ИП и другими юрлицами в чеке должна содержаться информация о наименовании покупателя и его ИНН, сведения о стране происхождения товара и регистрационный номер таможенной декларации, а также сумма акциза (согласно п.6.1 ст.4.7 ФЗ-54).
При выплате выигрыша в размере от 15 000 рублей в чеке нужно указывать ИНН клиента, ФИО, серию и номер паспорта.
При продаже маркированных товаров в чеке нужно указывать «код товара».
Также в печатном чеке добавляется специальный символ маркированного товара — [М]. Он обозначает итог проверки сведений о маркированном товаре при его реализации:
Данное обозначение доступно при использовании формата фискальных данных (ФФД) версии 1.2. Подробнее о том, что такое ФФД и как он влияет на работу кассы, читайте в нашей статье.
Мы выяснили, что в кассовом чеке есть около 20 обязательных реквизитов. Каждый из них содержит в себе ценнейшую информацию, которую собирают и исследуют аналитики. Они следят за изменениями рынка и помогают в развитии бизнеса.
Специалисты выделяют несколько направлений работы с чековыми данными:
1. Аналитика и статистика
По чекам можно узнать покупательную способность людей, изучить процесс ценообразования, определить уровень спроса и предложения, проанализировать конкурентов, составить план продаж, определиться с ассортиментом и так далее.
Сегодня многие операторы фискальных данных (ОФД) и другие компании продолжают создавать специальные сервисы для сбора и обработки данных из чеков. ОФД предоставляют аналитические данные своим клиентам в личном кабинете и(или) под заказ. Также в Интернете есть бесплатные и платные ресурсы с аналитикой основных показателей бизнеса. Например, продажи.рф и чек индекс.
2. Реклама
Базовые данные о целевой аудитории (пол, возраст, регион проживания, интересы) все меньше помогают в продажах. Ценной информацией выступают чековые данные. Они фактически показывают кто, что, в каком количестве и где покупает. С такой информацией можно точнее настраивать рекламу. Показатели просмотров, кликов и переходов по ссылкам уступают место данным о реальных покупках и повторных сделках.
Нельзя исключать и отрицательный результат. Точечная реклама может не сработать.
3. Интеграция
Чековые данные можно интегрировать в CRM или компании, которые работают с big data. Это позволит выполнять более точные расчеты и прогнозы, улучшать существующие продукты и внедрять новые инструменты и сервисы.
Полученные с чеков данные необходимо передавать в налоговую через сертифицированного ОФД (согласно Федеральному закону от 22.05.2003 № 54-ФЗ). С перечнем операторов можно ознакомиться на сайте ФНС.
Данные передаются автоматически при соблюдении пользователем некоторых условий:
Срок передачи данных в налоговую составляет 30 дней с момента осуществления расчета. Следите за своевременной передачей данных, чтобы избежать санкций и проверок от налоговой.
Этапы передачи данных в ФНС:
Налоговая получает данные и проводит форматно-логический контроль (ФЛК). Это проверка соответствия реквизитов чека ожидаемому типу данных. С помощью такой проверки ФНС выявляет нарушения и присваивает чеку статус – тип обработки. Его можно проверить в личном кабинете ОФД.
За отсутствие одного из обязательных реквизитов в чеке грозит административная ответственность (согласно ч.4 ст.14.5 КоАП РФ):
Данные кассового чека дают предпринимателям сведения об изменении рынка. Специалисты собирают и изучают эту информацию, чтобы скорректировать направление развития бизнеса.